11 http://www.kottages.ru/
Охота и рыбалка на Дальнем востоке
перевод
Время
Форма входа
Категории раздела
Статьи [32]
Поиск
праздники
Праздники России
Главная » Статьи » Статьи

Заточка ножа .

 

1. Формирование Режущей Кромки (РК).

 Наиболее утомительный этап, поскольку требует наибольшего съема материала с клинка. Заточка на камнях у который поверхность плоская и широкая требует такой же плоской и ровной Режущей Кромки (РК). Режущие кромки которые затачивают на заводе - даже если они отменно остры далеко не всегда идеальны и это сразу становиться заметно когда начинаешь точить на плоских брусках. Стороны заводской РК могут быть разной ширины, разные углы, улы могут меняться по мере приближения к острию или рукояти, РК может быть слегка изогнута - и так далее, естественно в большей или меньшей степени. На заводах затачивают ножи на кругах и потому стороны РК во многих случаях не ложаться идеально на плоскость камня и потому практически всегда приходиться перетачивать - иначе какие то участки РК камень может просто недостать и незаточить. 

 Это на самом деле большая проблема, для меня идея о том что на заводе заточка может вполне грешить была не очевидна, особенно в отношении известных брэндов. Новички склонны винить собственную неопытность, однако в какой то момент понимаешь, что это все таки РК с завода немного кривая, а не собственные руки. А если начинаешь думать что сам как то не так точишь, пытаешься это исправить, так или иначе и в конце концев в лучшем случае нож остается не заточенным, в худшем РК оказывается запоротой. Поэтому не стоит если сразу не получается во всем винить себя - надо просто сначала сформировать свою собственную РК, под себя, под свои руки и движения, а это требует не только аккуратности, но и времени и терпения 

 Сразу скажу что двумя тремя движениями при заточке не обойдешьсяю Терпением надо запастись заранее. У меня заточка от клинка с несформированной РК до строгания волоса занимет наверно около часа неторопливого медитирования с перерывами. 

 Ну скажем так - требует времени и терпения, если нет алмазного камня DMT D8XX - экстра экстра грубый (eXtra eXtra Coarse - размер абразивная - 120 микрон - 120 mesh). Эта штука съедает металл не хуже ленточного гриндера. Настоятельно рекоммендую его приобрести, формирование РК получается легко и непринужденно - максимум 20 минут. До этого я формировал РК аж в несколько дней (по нескольку часов пока не надоест, особенно когда надо было много материала снимать на толстых РК Ranger Knives). 

 Выдерживание нужного угла не составляет никакого труда при наличие подставки как у меня. Прямоугольный треугольник шириной 2 3/4 дюйма - 70мм и углом в 15 градусов, обклеенный кожей замшей наружу, что бы не скользил. Соответственно я кладу на него камень и точу нож выдерживая клинок строго горизонтально - РК точится соответственно под углом в 15 градусов с одной стороны и 15 градусов с другой - в сумме 30 градусов. Можно напилить подставок и под иные углы, но меня вполне устраивает 30 градусов.

Чем длиннее камень, тем удобнее - вся РК точиться одним движением. Точить надо режущей кромкой вперед. Я слышал про вращательные движения и пр... - но по моему это для стамесок больше подходит не для ножей. Точу я так одну сторону, пока на РК на противоположной стороне не образуется заусенец по всей длине - это индикация того что камень вышел на самый край РК, и сталь при заточке типа выдавливается на противоположную сторону. Не знаю точно природу образования этого заусенца, но именно его надо добиться по всей длине, как только камень стачивает до противоположной стороны, появляется этот заусенец. Заусенец - вещь далеко не эфимерная, вполне хорошо виден и легко прощупывается . 

 Как быстро образуется такой заусенец по всей длине, зависит и от того насколько хороша заводская заточка - сразу станет видно где РК прогнута, где кривовата. Ситуация когда где то заусенец имеется а где то его еще нет - совершенно нормальное явление и не стоит по этому поводу особых мер предпринимать - типа задирать угол, что бы побыстрее заусенец появился везде. Терпение и еще раз терпение - надо продолжить точить под тем же углом. У меня поначалу были проблемы с той частью РК которая у рукояти - я держал нож недостаточно ровно - то есть вроде бы положил его плашмя, но  оказывается под каким то минимальным углом, из-за которого образовывался какой то минимальный зазор и часть РК у рукояти не точилась. Что бы все это проверить надо взять фломастер, черный лучше, покрасить им РК и провести пару раз по камню - сразу станет видно какая часть РК стачивается и какая нет. 

 Когда образовался заусенец по всей длине, надо начать точить клинок с обратной стороны, до того момента как на противоположенной стороне образуется такой же заусенец по всей длине. При этом надо смотреть что бы заусенец был именно с противоположной стороны, сформированный по новой, а не оставшийся от предыдущего сеанса. Иногда, когда заводская заточка кривая и одна сторона РК явно шире другой или они сходятся под разными углами к вертикали, на одну сторону я могу потратить больше времени, даже когда заусенец сформировался, просто для того, что бы сделать РК симметричнее. Обычно я считаю сколько раз я провел клинком по камню, и через каждые 50 раз камень мою. 

 Вообще это самый продолжительный и самый ответственный этап заточки - начальное формирование. Дальше идет улучшение - заточка более мелким абразивом и полировка уже имеющейся РК. Однако этот этап необходим только один раз, в дальнейшем когда нож затупиться и его надо будет наточить опять, этого уже не потребуется, если конечно РК не убита совсем.

Собственно после того как сформировался заусенец по всей длине во второй раз я меняю камень с eXtra eXtra Coarse - 120 микрон на Coarse - 45 микрон (325 mesh)

 2. Заточка алмазными камнями. 

 Собственно после Extra Extra Coarse у меня следуют только два камня Coarse (45 микрон 325 mesh) и Extra Fine (9 микрон 1200 mesh). Процедура заточки абсолютна аналогична - точу одну сторону до формирования заусенца, перехожу на противоположную, после формирования заусенца и на ней меняю камень. Эти этапы занимают гораздо меньше времени поскольку основная масса металла снята и идеть только улучшение поверхности. Для контроля сохранения угла я рекомендую опять воспользоваться фломастером, что бы убедиться что угол на задирается. 

 Заточку в принципе можно завершить и на этом этапе - тогда РК получиться грубая - волосы брить на все равно будет - волоски будут отскакивать поскольку нож их в такой ситуации скорее выдирает чем срезает (и это кстати весьма чувствительнго), но зубцы у нее на самой кромке будут соответствовать размеру абразива - то есть после Coarse они будут порядка 45 микрон. Только надо избавиться от заусенца. Это делается под тем же самым углом, теми же самыми движениями, но надо это делать без давления и попеременно с одной и с другой стороны. Опять же ключ к успеху здесь терпение - я обычно делаю по тридцать проходов. Заусенец исчезает где то около 15 проходов, но я продолжаю все равно, вдруг он не сточился а обломался, надо позаботиться что бы наверняка место предположительного облома заточилось. 

 Так можно делать и после Coarse и после Extra Fine. Такие зубчатые заточки (говорить о микропиле немного безграмотно - любая заточка оставляет микропилу, вопрос только в размере зубцов) хороши для реза в котором больше присутствует потяг чем внедрение. Понятно что любой рез это комбинация и потяга и внедрения. Я лично предпочитаю ножи с самыми мелкими зубчиками, но если например резать много бумаги по плоскостям - скорее кроить, то лезвие с крупными зубцами как мне показалось предпочтительнее. 

 После Extra Fine я перехожу к полировке РК на коже. Есть у DMT камень Extra Extra Fine - 3 микрона 8000 mesh, но я честно говоря разницы не почувствовал и в результате его не использую. 

 3. Полировка на коже. 

 

Видимо алмазы меньше определенного размера к стальной подложке приклеить сложно технологически и поэтому алмазных камней с абразивом меньше 9 микрон нет (не считая 3 микронного Extra Extra Fine, который с моей точки зрения от 9 микронного Extra Fine не отличается). Поэтому если хочется точить дальше нужно переходить на кожу загруженную абразивными порошками. При микроскопических размерах абразив попадает в поры на коже и получается своего рода точильный камень. При этом кожа мягкая и не портит, не гнет, не ломает самый край режущей кромки, который чем дальше тем становиться все тоньше, все деликатнее. В этом смысле коже не уступает японским водяным камням, которые то же мягкие и то же не портят кромку. А вот на керамике с этим достаточно сложно, на керамике нужно быть гораздо аккуратнее - настолько что я вероятность хорошего результата оцениваю весьма низко.

Я использую как основной абразив для кожи паcту ГОИ или Green Rouge он же оксид хрома - полировальное средство ювелиров. Изначально ювелиры полировали ржавчиной - красным порошком оксида железа, по французски Rouge - красный. Со временем так стали называть полировальные порошки, которые появились разных цветов и зеленый и белый и пр., вот и стали называть Green Rouge - что есть ни что иное как Зеленый Красный... Впрочем все остальные порошки слишком мягкие для стали и используются ювелирами для мягких металлов - золота и серебра. Сталь особенно нержавеющую реально полирует только оксид хрома или Green Rouge. 

 

Паста ГОИ - Государственного Оптического Института (где начальником научного отделения НО1 указан на вебсайте Мак Андрей Артурович) используется для полировки линз и зеркал - для оптики короче и на стали оставляет хорошую зеркальную поверхность. Размер абразива я полагаю меньше микрона, но точно мне не известно.

 Полируется режущая кромка на коже заряженной абразивом ровно наоборот, то есть движение обухом вперед . Основная задача не скруглить РК. Представьте себе кожу как мягкую подушку которая продавливается при прикосновении. Из-за того что она продавливается она может легко ликвидировать угол на самой кромке - скруглить ее. Это то чего следует избегать, это то что практически получают все кто доводит клинки на коже! В основном народу надо избавиться от заусенца, но не хватает терпения, поэтому все удаляют заусенец на коже, заодно удаляя собственно самою режущую кромку - скругляя ее. Поскольку доводят обычно тремя четырьмя проходами - ровно столько что бы кожаная подушка избавилась от заусенца, скругление происходит не сильное и не очень заметное, но высокой остроты не получиться .  

 Я это все сам проходил и неоднократно наблюдал оценивая результат на нитке - получалось что после керамики использование более тонкого абразива на коже приводило к потере остроты! РК превращалась в зеркало, брить предплечье то же было можно, но вот нитка неуклонно показывала потерю остроты. Поэтому надо к заточке на коже подходить очень аккуратно и действовать весьма деликатно набравшись терпения! Кстати все разговоры о мыльном резе полированной РК и преимуществах микропилы следуют именно отсюда - народ полирует РК, на самом деле затупляя ее и потом типа жалуется что вот полированная Рк режет хуже - ну конечно, как ей скругленной резать лучше. 

 Угол полировки должен быть меньше. Я как бы обманываю себя - ставлю себе задачу не саму режущую кромку полировать, а только ее стороны саму кромку не затрагивая, типа только для косметических целей. Далее стараюсь при этом на нож почти не давить. В результате из за того что рука дрогнет или еще по какой причине, но кожа все равно чиркает по самой кромке, но ровно настолько насколько надо ее отполировать и не скруглить при этом! 

 Но все равно этого самообмана не достаточно. Устройство заточки должно амортизировать дрожь в руках и прочее - тонкую РК легко попортить неосторожно. Поэтому я использую тонкую кожу что бы тянулась лучше с одной стороны и не сильно проминалась с другой. Кроме того я ее не наклеил на деревяшку, а натянул не очень сильно. Таким образом кожа не прикреплена к подложке и если надо растянется, самортизирует мою неловкость.

На коже я клинок не довожу, я не избавляюсь ею от заусенца - для этого кожа не нужна, а нужно только терпение и усидчивость, на коже я РК конкретно полирую! Трачу я на это достаточно много времени - как минимуи по 50 раз. а то и 200 с каждой стороны что бы РК была как зеркало, после этого я полирую стороны ножа попеременно то же раз тридцать самыми самыми легкими движениями. 

 В результате большинство сталей начинают строгать волос.

 И в заключении схема простой приспособы для более легкой заточки и правки ножей, аналог системы Лански но с возможностью использовать бруски разных размеров.Изготовлена человеком под ником Сержант .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Источник: http://playground.sun.com
Категория: Статьи | Добавил: topolys (07.11.2010)
Просмотров: 3357 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: